Результатом забастовки в Голливуде 2023 года стала фактическая победа Гильдии сценаристов Америки (WGA) над Альянсом кинопродюсеров и телепродюсеров (AMPTP). Согласно достигнутым договоренностям, продюсерам запрещено использовать нейросети для написания сценариев.
При этом если сами сценаристы применяют возможности нейросетей в качестве подсказок для сюжетных ходов в рамках авторского замысла, за ними сохраняются все авторские права.
Безусловно, борьба «голливудских титанов» велась в первую очередь за деньги, однако у этой победы есть и другая сторона. Сценаристам удалось отстоять своё право на профессиональное творчество, по крайней мере временно, оградив его от планов продюсеров по широкому внедрению нейросетей.
Впрочем, синтетический «условный рефлекс» нейросетей, являющийся результатом их обучения на усреднённых массивных исходных данных для выявления общих характеристик, чрезвычайно соблазнителен для продюсеров с точки зрения скорости реализации и себестоимости.
Разумеется, их заинтересовало практическое применение такого подхода, например, при поиске историй по заданным параметрам. Однако использование этого метода для генерации якобы нового продукта неизбежно приводит к усреднению уже существующего. Говоря условным языком математики, число комбинаций из конечного набора исходных вариантов само конечно, хотя и очень велико.
В процессе автоматического перебора и усреднения, которое подразумевает слияние любых сюжетов, персонажей и прочего с неизбежным упрощением, люкое творческое начало неизбежно будет утрачено. Разумеется, всё это задумывалось исключительно ради коммерческой выгоды от «условно нового» продукта, призванного заменить оригинальную авторскую идею.
Длительная эксплуатация усреднённого «условно нового» может привести к потере привлекательности и краху многих творческих профессий, что грозит утратой человеком способности творить — и, судя по многим признакам, это уже начинает происходить в современном обществе.
Возможности нейросетей, без сомнения, полезны для оптимизации и повышения эффективности многих производственных процессов, особенно при создании стандартной серийной продукции, но не тогда, когда нечто уникальное и особо ценное рождается руками мастера.
Таким же образом, синтез «условно нового» в творчестве представляет серьёзную опасность для развития цивилизации, обедняя и упрощая её культурный и эстетический уровень. Наполнение среды безликим усреднённым контентом быстро приведёт к шаблонности и стереотипности, что отсечёт людей творческих профессий и лишит подлинное искусство человеческой самобытности, уникальности и индивидуальности.
Сценаристы выиграли первую битву за спасение своей профессии. Но теперь и музыкантам, художникам и другим творцам пора готовиться к своим сражениям, поскольку бизнес будет стремиться внедрить нейросети во все сферы деятельности, тем самым вытесняя человеческую личность под предлогом движения к утопическому потребительскому будущему.
Но будут ли нужны люди в этом будущем, если они утратят свою божественную способность творить и уподобятся безликим роботам или же просто станут бесполезными существами?





